« Назад "Обзор практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года: 4. Отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.Ш. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и о возложении обязанности восстановить его на жилищном учете, указав, что постановлением администрации муниципального образования в августе 2013 года был необоснованно снят с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Отказывая в удовлетворении требований, районный суд исходил из положений Жилищного кодексаРоссийской Федерации, определяющих основания и порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также положений регионального законодательства, регулирующих порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими. Законом области предусмотрено, что на учете имеют право состоять малоимущие граждане Российской Федерации, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексомРоссийской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ). В соответствии с нормами закона области, которыми руководствовался суд, к заявлению о постановке на учет прилагается решение уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим. В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда граждане или лица, уполномоченные гражданами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган местного самоуправления необходимые документы для признания их малоимущими. Между тем, как установил районный суд, Ш. с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма с приложением к заявлению документов, подтверждающих размер его дохода и стоимость принадлежащего ему имущества, в орган местного самоуправления не обращался, и решения по данному вопросу уполномоченным органом не принималось. С учетом указанных обстоятельств судом правильно отказано в удовлетворении требований Ш. (По материалам судебной практики Сахалинского областного суда)
См. другие разъяснения, содержащиеся в Обзоре ВС РФ: 1. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основание по ст. 56 ЖК РФ
2. Перечень оснований для снятия с учета нуждающихся в жилье по ст. 56 ЖК РФ является исчерпывающим
3. Право на предоставление жилья по договору социального найма возникает при условии признания лица не только нуждающимся, но и малоимущим
4. Отсутствие решения о признании лица малоимущим – основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях
5. Для подтверждения статуса малоимущих граждан учитывается доход нового члена семьи лица, нуждающегося в жилом помещении
6. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как не относящиеся к малоимущим лица, принятые на учет до 1 марта 2005 года
7. Изменение учетной нормы площади жилого помещения после постановки на учет нуждающихся в жилье не является основанием для снятия с учета
8. Приобретение непригодного для проживания жилья – не основание для снятия с учета нуждающихся
9. Временное отсутствие по месту жительства лица, принятого на учет нуждающихся – не основание для снятия его с учета
10. Снятие с учета нуждающихся в жилом помещении в случае, когда не имелось оснований для постановки на учет
11. Недостоверные сведения при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях – основание для снятия с учета
|